Приметы о жилье
Первым в новый дом входит старый человек и впускают кошку.
На первую ночь в новом доме надо петуха запереть.
На Федору не выноси из избы copy.
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси.
Не свисти в доме – денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет.
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя – все равно что вымывать, выметать его из дому.
Забыть какую-либо вещь в чужом доме – к скорому возвращению туда.
Выпал кирпич из печи – добра не жди.
Здороваться и прощаться на пороге – к ссоре.
Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза.
Хранить разбитую посуду – к несчастью. Об этом говорит и скрип двери.
Не сиди на пороге – заболеешь.
Не сиди, девица, на подоконнике – замуж не выйдешь.
При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести.
Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать.
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу.
Въехал в новый дом – потолок целый год белить не надо.
Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь.
В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь.
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется.
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь.
Загудело в печной трубе – душа покойника мучается.
Передний угол в доме трещит – несдобровать хозяину.
Петух головой затряс – быть беде.
Икона в доме упала – к покойнику.
Стук в доме без причины – к чьей-либо смерти.
Вымести сор из дома, где покойник лежит, дo его выноса – значит всех живых из дома вымести.
Прежде постройки или закладки фундамента закапывают в землю у
переднего угла шерсть и бересту – на счастье в торговле лошадями, козами
и коровами.
В основание дома кладут кусок хлеба, щепоть соли , частицу меда.
На месте, избранном под жилье сыплют несколько горстей ржи на одни или двое суток.
Приметы о вещах
Есть из треснувшей, разбитой посуды – к несчастью, к "треснутой” жизни.
Не бери чужой носовой платок – с ним и чужие слезы к тебе перейдут. Если же тебе дарят новый носовой платок, дай символический выкуп, хотя бы копеечку.
Если немного поносить с собой кошелек богатого человека, то и твой кошелек от него научится деньги хранить.
Хочешь кошелек подарить – положи в него монетку или купюру, чтобы он
никогда пустым не был. Чтобы деньги водились, надо смотреть на только
что народившийся месяц, держась при этом за деньги или за золото.
Двоим в одно время в зеркало смотреть нельзя: одного и того же человека полюбят и страдать будут.
Вытираться вдвоем одним полотенцем – вскоре поссориться.
После заката солнца ни денег, ни вещей в долг не дают: возврата не будет.
Пустую бутылку на столе не держи – денег не будет.
Белье невзначай наизнанку надел – проси домашних по спине постучать, иначе битым будешь.
Хочешь уберечься от сглаза – носи на одежде булавку. Хочешь дом уберечь – воткни над дверью или в дверь иголку с ниткой.
Нельзя малышу видеть себя в зеркале: может испугаться. Если он уже начал говорить – заикой станет. Если еще не начал, то от испуга может и не научиться.
Брал взаймы кастрюлю (сковороду, тарелку, стакан, сумку и т.д.) – пустыми не возвращай, не то в твоей посуде тоже пусто будет.
Продав первую вещь, назначенную к продаже, прикоснись деньгами к остальным, – тогда и они будут куплены быстро и с выгодой.
Дарить острое (нож, булавку, ножницы и т.д.) – к ссоре. Надо взять выкуп – тогда обойдется.
Если кому-то даете нож, ножницы, иголку (все, что режет и колет) — улыбайтесь, чтобы не было ссоры, неприязни.
Нельзя на столе сидеть – это к смерти близкого.
Если часы не остановились сами в минуту смерти человека, то их надо остановить.
Если пропала какая-либо вещь, надо привязать к ножке стула платок и сказать домовому: "Поиграй, поиграй да отдай!” Вскоре потерянная вещь найдется.
Подкову найти – к счастью. Надо повесить ее над входной дверью.
Часто теряешь ключи от дома – значит, скоро обворуют.
Ключи куда попало класть – к ссоре.
Носить чужие вещи – свою судьбу менять.
Потерять пояс от платья, пальто — к незаконнорожденному ребенку.
Перчатку потерять — к несчастью.
Найти пуговицу – к беде.
Кто крутит свою шапку в руке – у того будет кружиться голова; кто играет своею шапкой — у того голова заболит.
Нечаянно разорвать цепочку, которую носишь на шее — освободиться от тяжких обязанностей, пут; рвутся узы.
Разомкнутые ножницы (висят или лежат) — к ссоре в доме.
На себе или на ком-то нельзя ничего зашивать, пришивать — память, ум зашьешь; если без этого невозможно обойтись, в рот взять ниточку и держать до тех пор, пока шьют, – примета не сбудется.
Зеркало разбилось — к беде; надо обязательно вынести осколки из дома и сразу же купить новое.
Зеркало разбить — к разлуке.
Разбил зеркало — семь лет не женится (то же для женщины).
Приметы о еде
Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. Не ешь во время учения: заешь выученное.
Хлеб в печи раздвоился – к отъезду кого-то из домочадцев. Хлеб не выпекается, сырым остается – к разлуке или к разорению.
Большой урожай хлеба – к близкому голоду.
Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, – это к голоду.
С ножа не ешь – злым будешь.
Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится.
Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет.
Первый блин – заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!” Кто на поминки блины печет, тот о насыщении души покойного печется. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печешь: могут сглазить, и блины не зададутся.
Отговев, надо купить связку бубликов и разделить с друзьями и близкими – тогда увидишься с ними и на том свете.
Не ешь горох натощак – кого-нибудь сглазишь.
Горшок с кашей в печи треснул – не к добру.
Каша выходит из горшка к выходу из печи – это к несчастью, а если к дальней стене – к изобилию.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится.
На Воздвиженье соленые огурцы надо встряхивать в кадке – тогда они будут лучше храниться.
Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой.
Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово "мясо” – надо говорить "скоромь”. Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днем Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днем постится, тот от вечных мук сохранится.
Бумагой стол вытирать – к ссоре.
Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью – к счастью.
Чай пролить – к недоразумению.
Чаинка в стакане плавает – к подарку.
Яблоко со стола упало – к свиданию с возлюбленным.
До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут.
Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из нее кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе – сорока из нее воды напьется, а у тебя лихорадка будет.
Пересаливает женщина еду – значит, влюбилась.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь.
Соль рассыпать – к ссоре. Собери просыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом – тогда все обойдется.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, – не то поссоритесь.
Соль в огонь просыпать – к ссоре.
Посуду с питьем нельзя держать открытой – вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится.
Поперхнулся за столом – значит, кто-то к обеду спешит.
Не убирай в дому, когда хлеб в печи, – достатка не будет.
Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить.
Приметы о животных
Если медведи ходят недалеко от дорог и человеческого жилья – в лесу голодно.
Если посадить фруктовое дерево, не закопав под ним труп какого-нибудь животного, оно не будет плодоносить.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Если первым навстречу попадется медведь – к добру.
Если первой навстречу лысая лошадь – по крайней мере, в этот день успеха не ожидай.
Собака воет – к несчастью, нос держит к земле – к покойнику, вверх – к пожару.
Собака скулит – к чьей-то болезни.
Черная кошка перебежала дорогу – вернись, не то удачи не будет; чтобы примета не сбылась, взять прутик, разломить на две половинки и бросить их в разные стороны – разомкнуть дорогу; или средний палец правой руки положить на указательный; или же повернуться вокруг собственной оси и продолжить путь в том же направлении.
Кошка лапами упирается в оконные рамы и смотрит в окно – будут гости.
Если дорогу перебежала трехцветная кошка – ничего худого.
Если кошка перебежала дорогу слева направо – нехорошо, надо 3 раза посмотреть направо, на любое дерево и 3 раза сплюнуть; если она перешла дорогу справа налево – ничего худого, однако на всякий случай надо посмотреть 3 раза налево, на дерево и 3 раза сплюнуть.
Если кошка перебежала дорогу перед телегой, всем в ней сидящим следует непременно обернуть головной убор вокруг своей оси.
Волк навстречу – не к добру.
Вместе с лягушкой в дом входит удача.
Дельфины резвятся – к шторму. (Морское поверье).
Кто кусочек мяса заячьего съест – будет красавцем.
Лошадь под всадником спотыкается – к неудаче.
Если собака воет в сторону от дома- ничего страшного; худо тому, в чью сторону она воет.
Заяц по селу бежит – к пожару; если перебежит дорогу – надобно остерегаться чего-нибудь; чтобы примета не сбылась, нужно на том месте три раза перекувыркнуться.
Если белка перебежит дорогу или попадется навстречу – к худу.
Лошадь ржет – к хорошим вестям.
Лошадь в дороге фыркает – к радостной встрече.
На дороге попадется лиса – к худу.
Кошка тянется на человека – к обновке; бросается из угла в угол – к радости или к ссоре.
Кошка мяукает без конца – жди в семье ребенка; умывается, чешется – жди костей.
Приметы о птицах
Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.
Белый голубь, летающий вокруг дома,- примета близкой смерти.
Ворон купается во дворе – к несчастью.
Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних.
Вороны в кучу собираются – к ненастью, купаются – тоже; каркают стаей летом – к ненастью, зимой – к морозу.
Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром – к худу;на крыше дома – в этом доме будет свадьба.
Дятел долбит крышу дома – быть беде.
Если аист сносит гнездо с крыши- будет пожар или другое несчастье.
Если аист удаляется прежде времени от какого-нибудь места – предзнаменует этому месту несчастье.
Если в блинный четверг на Масленицу один блин бросить петуху и тот склюет его без остатка, то хозяевам дома угрожает беда. Если же клюнет блин несколько раз и оставит курам – это добрая примета.
Если ворона летает над домом и каркает троекратно, в доме кто-то умрет.
Если ворона, мимо которой проходишь, сильно каркает – жди неприятностей.
Если куры ночью с насеста слезают- быть беде.
Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.
Если первый раз в году услышишь кукование позади себя, то умрешь.
Если петух важно ходит у дверей и кричит, жди в гости незнакомца.
Если петух кричит в полночь, над домом пролетает ангел смерти.
Если петухи распоются не вовремя, то либо видят злого духа и гонят его прочь, либо предсказывают покойника, либо новые указы будут, либо начнется ненастъе.
Если птица в дом залетела, к новостям.
Запели первые петухи – это полночь: запели вторые петухи – перед зарей; запели третьи петухи – на заре, пора вставать.
Зяблик свирлит – к ненастью, холоду,
Каркает ворон – к худу.
Кто разорит гнездо ласточки – у того появятся на лице веснушки.
Кукарекает курица – к большому горю.
Кукушка – птица вещая: сколько раз прокукует, столько лет жить будешь.
Кукушка кукнула в левое ухо – хорошая примета.
Кукушка первой улетает в страну обетованную и последняя возвращается- потому и зовется ключницей Вырая.
Куры дерутся – к гостям.
Куры кричат на насесте – к домашней ссоре.
Ласточка стучится в окно будет известие.
Лебеди высиживают птенцов в грозу.
Орел, парящий над головой, – предвестник счастья и крупной победы.
Петухи распелись не вовремя – к вестям.
При первой кукушке брякни деньгами – будут водиться.
Птичка бьется в окно – к хорошим вестям.
Синичка в окно постучит – будет известие.
Сова близ дома кричит – к новорожденному.
Сова на крышу сядет – к безденежью, с криком – к пожару.
Сорока скачет на доме больного- к его выздоровлению. Если возле окна сидит сорока – скоро будуг гости, а если в доме есть больной – он скоро выздоровеет.
Сорочьи яйца есть – будет хорошая память
Стучит птица в окно – к большому горю.
Три чайки, одновременно пролетающие над головой, – предупреждение о смерти.
У воробьев на ногах невидимые оковы, ибо приносили ко кресту Христа гвозди, унесенные ласточками: потому и прыгают.
Черный петух (черная кошка, черная собака) в доме спасают от грозы и вора.
Приметы для беременных
"Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым”
- в волосах сокрыта жизненная сила человека. С волосами связано большое
количество запретов. Ребенка до года не рекомендуется даже причесывать,
не только стричь (лишь при крещении выстригалась прядка волос, для
закладывания в воск). Так что есть все основания доверять этому поверью.
"Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит, и фотографироваться): ребенок может родиться мертвым” – это суеверие. Появилось оно под влиянием "эффекта двойников”: мол, если ребенок запечатлен еще до рождения, значит, его развитие остановилось.
"Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок уродом будет”
- находясь еще в материнской утробе, ребенок реагирует на звуки, свет,
на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется
смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные
эмоции. Стрессовое состояние матери может ему передаться и оказать
неблаготворное воздействие.
"Беременная не должна переступать через земляные плоды (свеклу, картофель и т.д.) может случиться выкидыш” – ключевое слово в данном случае – "земля”. В землю закапывают умерших, следовательно, если переступишь через плод земли, не уважишь его – и земля твой плод не уважит, в себя возьмет. Особых оснований доверять этой примете нет, но и следовать ей не так трудно.
"Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и Семицкую неделю, не то у ребенка либо "заплата” на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет "зашит” – здесь речь идет об острых предметах – ноже, ножницах, иголке. Если, не дай Бог, беременная уколется или поранится, она, естественно, испытает чувство испуга, а это сказывается на состоянии ребенка. Не исключена и связь между кожей матери и кожей ребенка.
"В сорочке родился – счастливый” – имеется в виду маточная "сорочка”. Если после родов она оказалась неповрежденной, то это свидетельство счастливой судьбы новорожденного.
"Нельзя беременной есть плоды-двойчатки и яйца с двумя желтками: двойнята родятся”- примитивная примета, основанная на том, что рождение близнецов приносит несчастье.
"Утонет в купели воск с волосами младенца – значит, ребенок вскоре умрет” – поверье, в сущности, успокоительное, поскольку удельный вес воска меньше удельного веса воды. Следовательно, воску трудно потонуть. Разве что волосы содержат какой-то тяжелый элемент, свидетельствующий о болезни.
"Пустую колыбель нельзя качать” – если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята и места будущему ребенку в ней нет.
"По пятницам беременной волосы расчесывать нельзя” – поверье связано с именем Параскевы Пятницы, которую этим можно обидеть, и тогда она во время родом не придет на помощь.
"Сама беременная не должна ребенку приданое готовить, не то он мертвым родится”
- частично это можно объяснить верой в "двойников”. Мол, если одежда уже
готова, то и ребенок уже должен быть в ней. Но не менее реально и
другое пояснение: беременной и так трудно, а тут еще надо заниматься
приданым – шить, выбирать. Приданое готовить можно и нужно, но
заниматься этим должен кто-нибудь из членов семьи.
"Не надо подбрасывать ребенка после заката солнца: он будет плохо спать” – здесь имеется в виду, что не надо разыгрывать ребенка перед сном, так как, разыгравшись, он будет плохо засыпать.
"Не надо малых детей целовать: немыми могут стать” – это объясняется тем, что взрослый своими губами может "забрать”, "зацеловать” первое слово младенца. Суть же поверья – в соблюдении правил гигиены.
"Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью” – поверье связано с тем, что ночью буйствует нечистая сила, и через одежду может быть наведена порча. С другой стороны, одежду могут просто украсть, так что поверье имеет все основания, чтобы ему следовать.
"Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором” – эта примета направлена на защиту беременных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна и может привести к внезапному испугу. Посредством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно.
"О дне и часе родов нельзя говорить” – это пытаются скрывать даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. В это время нередко специально отвлекают домочадцев и соседей, найдя им какую-то работу. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза.
"Беременная не должна сидеть на пороге”. Здесь учитываются магические свойства порога, как границы между двумя мирами – внешним, чужим и внутренним, своим. Нельзя сидеть на пороге и потому, что в древности под порогом хоронили умерших некрещеных младенцев – чтобы каждый, кто через порог переступит, "крестил” его. Кроме этого, сидеть на пороге – не самая удобная поза для беременной, а иногда и опасная, а во-вторых, порог – место сквозняков.
"Через полено шагать – тяжело рожать” – здесь речь идет, скорее всего, только об осторожности во время беременности. Делать широкие шаги противопоказано при беременности.
"Легкие три месяца беременности – мальчик родится, тяжелые – девочка”. "Левой ногой вперед беременная выступает – мальчик родится, правой – девочка” – эти приметы следует принять в качестве опытного наблюдения, но пол будущего ребенка проще определить при помощи ультразвуковой диагностики.
"Беременную женщину встретить – к удаче, во сне увидеть – к успеху” – поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим передником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия.
"Нельзя при беременной ругаться: ребенок с родимым пятном родится” – это не поверье, а именно примета. Врачи также рекомендуют беременным находиться подальше от шумных мест, резких звуков, нервных ситуаций. Все это отрицательно сказывается на ребенке.
"Если облить беременную женщину во время засухи водой, дождь пойдет” – вряд ли под этим суеверием есть какое-либо основание, кроме мистического, связывающего два понятия: беременную, как символ плодородия, и дождь, от которого зависит урожай. Поливайте на здоровье, если беременной это нравится.
"Если мальчик похож на мать, а девочка на отца – счастливыми будут”.
"Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной материнским молоком” – с одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребенка: желают, чтобы его было в изобилии. С другой стороны, забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и непрозрачна, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного.
"Отца новорожденного потчуют пересоленной кашей с перцем” – это скорее обычай или примета. Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать "солоно и горько”. Именно эти слова произносят, поднося ему ложку с кашей.
"До шести недель ребенка нельзя показывать посторонним – не то сглазят” – кроме реальной опасности сглаза, это связано еще и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель – это сорок два дня.
"Обучать детей грамоте надо с Наумова дня” – день святого Наума – в декабре. Скорее всего, это не поверье, а лишь шутка, игра созвучий – "Наум” и "на ум”.
"Только ребенок сделает первые шаги – матери надо между его ступнями ножом провести” – речь идет о воображаемых путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем.
"Если ребенок долго не начинает самостоятельно ходить, надо между его ног положить веник – и прутья потом разбросать” – суеверие, построенное на мистических свойствах веника: связанный веник – связанные невидимыми путами ноги, разбросанные прутья – свободные шаги.
"Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо” – логично, если учесть влияние Луны на человека. На возрастающей Луне матери легче рожать, ребенку – появляться на свет. Полнота Луны трактуется как полнота жизни, долголетие.
"До крестин имя ребенка никому открывать нельзя” – этот запрет связан с боязнью сглаза. После обряда Крещения, когда у ребенка появляется Ангел-Хранитель, вероятность сглаза уменьшается. До 17 века на Руси существовал обычай давать ребенку, кроме официального имени еще и потаенное. На Западе обычай давать младенцу несколько имен, не все их разглашая, сохраняется до сих пор.
"На крестинах, когда пьют за здоровье новорожденного, одну рюмку надо вверх выплеснуть” – иногда кладут хлеб на самую высокую полку – чтобы новорожденный его съел, когда до этой полки дорастет. Выплескивая рюмку под потолок, иногда приговаривают: "Чтоб наш Ваня (Коля, Даша, Петя) так подпрыгивал!”
"Если за крестильным столом кто-нибудь оставит еду на тарелке, ребенок рябым вырастет” – это же говорят и подросшим детям: не доешь кашу – невеста рябая попадется. Дело тут в отношении к еде, которую не стоит выбрасывать.
"Нельзя ничего вешать над колыбелью – ребенок не уснет” – во время сна ребенка оберегает Ангел-Хранитель (в другое время он тоже находится рядом, за правым плечом). Развешивая что-либо над колыбелью можно закрыть младенца от него. Смысл в этом запрете: здоровому сну помогает свежий воздух, поэтому не следует ограничивать его доступ.
"Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме” – играет роль свойство двойников – один из них должен умереть. Основывалось на том, что у каждого свой Ангел-Хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.
"Если в этом году родятся все больше девочки, то в течение года войны не будет” – примитивно-мистическое поверье, подразумевающее, что на войну идут только мужчины, и, следовательно, природа обеспечивает их постоянное число.
"До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой”
- прямая связь с тем, что рыбы не разговаривают, следовательно, и
ребенок может остаться немым. Опасность рыбы для младенца заключается
еще и в том, что она содержит много мелких и опасных костей.
"Нельзя стричь ребенка до года – вырастет бедным” – здесь использованы мистические свойства волос. К этому поверью добавлялось и другое – ногтей не стригут. Имеет смысл прислушаться, так как ногти и волосы находятся в сильной взаимосвязи с человеком.
"Нельзя детей от груди отнимать в дни памяти святых мучеников” – отнимать ребенка от груди в тот день, когда у мученика отняли жизнь, значит мистическим образом ассоциировать это в сознании со смертью, чего, естественно, не хочет ни одна мать.
"Если беременная в испуге схватится за лицо, у ребенка на лице родимое пятно будет”.
Это же относится и к другим частям тела. Объясняется тем, что мать и ребенок – это единый организм.
"Проведывая роженицу, надо с собой хлеб приносить” – это обычай, а не примета. Здесь явлено отношение к хлебу как к основной пище и символу благополучия. Теперь этот обычай трансформировался в поднесение подарков и гостинцев.